Воскресенье, 19.05.2024, 23:18

Виртуальный музей авиации и космонавтики 
МБОУ гимназия №72 г.Краснодар 
имени академика В.П. Глушко
Космос для нас - это к звёздам полёт,
Каждый из нас путь верный найдёт.
Хотим мы космос покорять, 
Искать, учиться и дерзать!


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
Архив записей

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Космическое созвездие серовцев
20.04.2013, 19:27




          5 ноября 2003 года Краснодарский военный авиационный институт имени Героя Советского Союза А.К. Серова отметил свой 65 – летний юбилей.

       На протяжении 65 лет в его стенах получили авиационную профессию тысячи выпускников. Их имена навечно вписаны в историю Военно – воздушных сил нашего государства и других стран мира.

    Вся история Вуза – это доблестный путь героизма и самоотверженности, упорного труда и творчества многих поколений авиаторов во славу Отечества.

    Немало страниц историй Вуза связаны с покорением космического пространства, с людьми, посвятившими свою жизнь исследованию космоса, с памятью тех, кто ценой собственной жизни приближал победу человечества в межзвездном пространстве.

         Отчет своей истории прославленный институт ведет с 30-й военной авиационной школы пилотов, созданной по приказу Наркома Обороны СССР от 19 августа 1938 года в городе Чите.

   Приказом НКО СССР № 120 22 июня 1939 года школе было присвоено имя легендарного летчика-истребителя, комбрига, участника боевых действий в Испании, Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова. 

  А.К. Серов родился 2 апреля 1910 году на Урале. Закончил Оренбургскую школу пилотов. Служил на Дальнем Востоке: командир звена, командир отряда. В 1936 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Затем служил летчиком-испытателем в испытательном институте Военно-воздушных сил. В 1937-1938 годах А.К. Серов принимает участие в боях в Испании. Совершил 40 боевых вылетов, сбил 9 фашистских  самолетов. За проявленное мужество, героизм  и летное мастерство А.К. Серову присваивается звание  Героя Советского Союза, он также награжден двумя орденами Красного Знамени.

        В 1939 году А.К. Серов назначен начальником Главной летной инспекции Военно-воздушных Сил СССР.

         Выдающийся военный летчик-истребитель погиб на боевом посту 11 мая 1939 года. На этом же самолете погибла легендарная летчица Герой Советского Союза Полина Осипенко.

         В связи с тем, что суровый климат Забайкалья не позволял заниматься летной подготовкой круглый год, было принято решение о перебазировании школы в более благоприятные климатические условия Северного Кавказа. Начав выполнение летной программы обучения в г. Чита, курсанты завершили ее уже в г. Батайске, куда была переведена школа в октябре 1939 года на базу расформированной Батайской  первой Краснознаменной школы гражданского воздушного флота имени В.Н. Баранова.

    28 декабря 1939 года Приказом НКО № 0234 школа переименована в Батайскую авиационную школу пилотов имени А.К. Серова.

         1940 – 1941 гг. вошли в историю как период интенсивной подготовки летных кадров для Красной Армии по ускоренной программе.

         В июне 1940 года состоялся первый выпуск курсантов. Страна получила 542 летчика – истребителя, а к началу войны школа выпустила 1414 летчиков – истребителей на самолетах И-5, И-15, И-16.

         С первых дней Великой Отечественной войны вся работа авиационной школы была построена в соответствии с напряженным ритмом военных будней. Срок обучения курсантов сократили до 6 месяцев. Обучение проводилось на новых скоростных истребителях ЛаГГ-3. Наряду с наряженной учебой летчики и курсанты школы выполняли боевую задачу по прикрытию с воздуха гражданских объектов и воинских частей, отражению налетов вражеской авиации на северо-кавказком направлении.

       С приближением фронта в октябре 1941 года Батайская военная авиационная школа перебазировалась вглубь страны – в город Евлахе, Азербайджанской ССР.

         В марте 1944 года школа возвращается на прежнее место дислокации – в г. Батайске. Вместе с разбором руин, в которых лежал авиагородок, возобновляются учебные полеты. Фронт снова получает боевых летчиков. Последний военный выпуск состоялся накануне Дня Победы. Всего же в предвоенный и военный период школой подготовлено около 4000 летчиков – истребителей.

      В ожесточенных воздушных сражениях Великой Отечественной войны, в битвах под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Кавказе, Курской дуге и Днепре, при освобождении Восточной Европы и Берлинской операции летчики – серовцы проявили беспримерное мужество, отвагу и героизм. За годы войны 115 выпускникам школы было присвоено звание Героя Советского Союза, трое из них – В. Попков, Н. Скоморохов, Н. Степанян стали Дважды Героями Советского Союза. Уже в самом начале войны воспитанники школы летчики – истребители С. Здоровцев и П. Харитонов одни из первых совершили воздушные тараны в небе под Ленинградом, за что были удостоены звания Героя Советского Союза.

     Среди тысяч подвигов, совершенных советскими летчиками, печатью особого мужества и силы воли отмечен подвиг человека-легенды  Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева.

         Неслучайно одним из самых дорогих экспонатов музея  КВАИ является книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с автографом выпускника Батайской авиационной школы пилотов А.П. Маресьева.

     На подвиге А. Маресьева воспитывались и воспитываются поколения российских летчиков, поколения российских мальчишек. И символично, что одна из малых планет названа именем нашего соотечественника, победившего смерть и увечья, человека великого жизнелюбия, совершившего подвиг, подобного которому мировая история не знает.

           Наверное, нет в нашей стране такого человека, который не смотрел кинофильм «В бой идут одни старики», и не помнит лихого комэска Титаренко «Маэстро». Так вот его прототип - Дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков. В годы войны он совершил 418 боевых вылетов, успешно провел 107 воздушных боев, лично сбил 41 вражеский самолет.

        Героическая судьба воспитанника авиашколы Г. Дольникова, попавшего в бессознательном состоянии в плен, бежавшего из плена и вновь вернувшегося в строй, послужила основой сюжета для написания М. Шолоховым его всемирно известной повести «Судьба человека». Г. Дольников был удостоен звания Героя Советского Союза и уже в мирное время стал генерал-полковником авиации, видным авиационным военноначальником.

         В послевоенное время училище продолжает готовить летные кадры для страны.

         В 1946 – 1959 годах обучение курсантов велось на самолетах ЛА-7, ЛА-9, ЯК-11,

ЯК-18, ПО-2, ЯК-12, а с 1952 года на реактивных истребителях МиГ-15 бис.

         Своим профессиональным мастерством, отвагой и мужеством, проявленной при выполнении боевых заданий, испытаний авиационной техники подтверждали славное имя учебного заведения его воспитанники и в мирное время.

         Новая глава в истории Вуза началась в 1960 году.

         Батайкое военное авиационное училище им. А.К. Серова в период с 18.04.-01.06.1960 года реорганизовано в Объединенное военное летно-техническое училище для подготовки военнослужащих для стран народной демократии с дислокацией штаба училища в городе Краснодаре, на базу бывшей Краснодарской высшей офицерской школы штурманов ВВС, давшей Отечеству за годы войны 77 Героев Советского Союза. С прибытием первой группы курсантов 14 мая 1960 года училище стало готовить национальные военные кадры для иностранных государств. Обучение летчиков, штурманов и техников велось на 18 типах авиационной техники, включая МиГ-29, СУ-27.

         За эти годы подготовлено около 14 тысяч авиационных специалистов для 53 стран мира.

         Выпускники училища составили основу военно-воздушных сил многих стран Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Многие из них проявили мужество, героизм, высокое летное мастерство в воздушных боях в небе Вьетнама, Кубы, Ближнего Востока, Анголы, Афганистана. 13 выпускников училища стали героями Вьетнамской Народной Армии.

         Ратный труд института отмечен девятью государственными наградами. (СССР, Венгрия, ГДР, Вьетнам, ЧССР, Афганистан, Польша, Куба).

 

                   Шестидесятые годы ХХ века ознаменовалось важнейшим событием нашего времени – осуществлением тысячелетней мечты человечества – преодолением земного притяжения  и началом трудного и славного пути по освоению космического пространства.

         Именно о начале космической эры, о первых шагах в космос написал свои стихи воспитанник училища летчик, поэт Иван Шамов:

Тот день пришел с весенним бризом,

Апрельской свежестью пахнул,

Когда космическим сюрпризом

Весь мир Гагарин всколыхнул

Готово все на космодроме!

С улыбкой ясной смельчака

Он взвился вдруг в огне и громе:

- «Ну, мы поехали… Пока!»

И неба черные глубины,

И землю, как вселенский шар,

Впервые видел из кабины

Не сказочный – живой Икар!

Пылало утро над землею,

Когда пилот закончил путь,

Успев гигантскою петлею

Планету нашу обогнуть.

То утро будут помнить люди,

Пройдут года, пройдут века,

А мир героя не забудет:

- «Ну, мы поехали… Пока!»

Великий подвиг человека,

Великий взлет моей страны,

То утро стало утром века,

Зарей космической весны.

         Владимир Комаров, Евгений Хрунов, Виктор Горбатко, Берталан Фаркаш, Фам Туан, Абдул Ахад Моманд – их имена в числе немногих других навечно вошли в историю землян как сынов человечества, бесстрашно шагнувших в космическое пространство.

         А начинали они свой звездный путь в стенах нашего учебного заведения.

         При отборе в отряд космонавтов главный конструктор ракетно-космической техники академик С.П. Королев был твердо уверен в том, что «для такого дела более всего пригоден летчик,  и, прежде всего летчик-истребитель. Это и есть универсальный специалист. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. А еще, будучи кадровым военным, он обладает необходимыми навыками, его отличают собранность, дисциплинированность и непреклонное стремление к достижению поставленной цели…».

         Доказательством высокого профессионализма и необходимых качеств выпускников авиа училища имени А.К. Серова стало приглашение их в отряд космонавтов.

         Доказательством высокого профессионализма и необходимых качеств выпускников авиа училища имени А.К. Серова стало приглашение их в отряд космонавтов. Первым летчиком-космонавтом стал Владимир Михайлович Комаров. В.М. Комаров родился 16 марта 1927 года в Москве. В 1945 году  окончил спецшколу ВВС в Москве. В 1949 году окончил Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова, а в 1959 году Военно-воздушною инженерную  академию имени Н.Е. Жуковского. Служил в частях ВВС.

         Начальник группы – старший инструктор полковник – инженер М.В. Комаров отличился 12-13 октября 1964 года, совместно с К.П. Феоктистовым и Б.Б. Егоровым совершив групповой орбитальный полет на космическом корабле «Восход».

         За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1964 года В.М. Комарову было присвоено звания Героя Советского Союза.

         24 апреля 1967 года В.М. Комаров совершил испытательный полет на космическом корабле «Союз –1». При завершении полета космонавт погиб. В.М. Комарову второй раз, уже посмертно, было присвоено звание Героя Советского Союза.

         Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Бронзовый бюст установлен в Москве. Имя Героя присвоено населенным пунктам, кратеру на обратной стороны луны, судам Академии наук СССР. Его имя четверть века носило Ейское высшее военное ордена Ленина авиационное училище летчиков.

Вторым из питомцев училища отправился в космос Евгений Васильевич Хрунов. Е.В. Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды, Тульской области. В 1956 году окончил Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова. В 1958 году закончил Военно – воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского.

Полет в космос совершил 15 –17 января 1969 года совместно с А.С. Елисеевым и Б.В. Волыновым, в качестве инженера - исследователя на космическом корабле «Союз –5». Полет проходил одновременно с полетом космического корабля «Союз-4» пилотируемым В.А. Шаталовым и Н.В. Рюминым. В процессе полета была выполнена ручная стыковка кораблей «Союз-5» и «Союз-4». Была создана первая в мире экспериментальная космическая станция. Космонавты А.С. Елисеев и Е.В. Хрунов впервые в мире перешли через открытый космос из корабля «Союз-5» в корабль «Союз-4».В морозные январские дни 1969 года впервые в истории космонавтики встретились на орбите и соединились в одно целое, образовав космическую станцию два пилотируемых корабля.

Е.В. Хрунов и А.С. Елисеев немало поработали в условиях открытого космоса. Они монтировали и снимали штанги с кинокамерами, а затем складывали поручни для выхода из орбитального отсека и входа в него, перемещали телевизионную аппаратуру, производили фотографирование, осматривали стыковочный узел, имитировали ряд монтажных операций, которые могут понадобиться при сборке на орбите крупных космических станций.

Выполнив задание, Евгений Васильевич с товарищами по космическому экипажу вернулся на Землю. Весь  мир рукоплескал подвигу звездных братьев, а их эксперимент  продемонстрировал не только возможность создания орбитальных станций, но и сменой их экипажей, а также в случае необходимости спасения космонавтов, находящихся на околоземной орбите.

В созвездии высоких наград серовцев прибавилась еще одна золотая звезда Героя Советского Союза на груди полковника Евгения Васильевича Хрунова.

В этом же году отправился к звездам Виктор Васильевич Горбатко, окончивший училище с отличием и совершивший три космических полета общая продолжительностью 31 сутки.

Дважды Герой Советского Союза генерал- майор авиации В.В. Горбатко родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы- Заря Гулькевического района Краснодарского края. Окончил Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова в 1956 году. Служил в частях ВВС. С 1960 года в отряде космонавтов. В 1968 году окончил Военно – воздушную инженерную академию имени Жуковского.

Первый полет совершил 12-17 октября 1969 года на корабле «Союз-7» в качестве инженера исследователя.

7 –25 февраля 1977 года В.В. Горбатко совершил второй полет. Он побывал в космосе вместе с Юрием Глазковым. Экипаж работал на борту орбитальной станции «Салют-5».

В свой третий полет В.В. Горбатко отправился через три года в июле 1980 года в составе международного экипажа с вьетнамским летчиком - космонавтом  также выпускником авиационного училища имени А.К. Серова Героем Социалистической Республики Вьетнам Фам Туаном. (В настоящее время генерал- Фам Туан занимает пост заместителя Министра Обороны Вьетнама).

В последнее время Дважды Герой Советского Союза генерал – майор авиации в запасе В.В. Горбатко активно занимается общественной деятельностью, военно – патриотическим воспитанием молодежи. Он почетный гражданин города Краснодара и многих других городов Краснодарского края, является полковником Казачьих войск Кубани.

         Часто приезжает на Кубань В.В. Горбатко, чтобы навестить своих родственников. И никогда не забывает заглянуть в родное училище, давшее ему путевку в небо и в космос. И не случайно в музее института собран наиболее полный материал о Викторе Васильевиче Горбатко, есть много подаренных книг, скафандр, в котором Горбатко находился в полете. Под стеклом – тюбики и пакеты с продуктами питания и его фотографии с личной подписью.

26 мая 1979 года Байконур проводил в космос корабль «Союз-36». Его пилотировал международный экипаж в составе летчика - космонавта СССР Валерия Николаевича Кубасова и гражданина Венгрии выпускника Краснодарского авиа училища имени А.К. Серова Берталана Фаркаша.

Каждый народ гордится своей землей, своей родиной, славными делами ее сыновей и дочерей. У Венгрии многовековая история. Потомки тех первых кочевых племен, которые пришли на Тиссо – Дунайскую равнину из предгорья Урала, хранят память о крестьянской войне под предводительством Дьеря Дожи, революционном вожде Лайоше Кошате, апрельских днях 1945 года, когда Советская армия завершила освобождение страны от гитлеровских войск.

И вот лето 1979 года. Первый маршрут «Орионов» (таков позывной экипажа) по венгерской земле пролегал из аэропорта к зданию парламента, где состоялась церемония награждения космонавтов. В.Н. Кубасов и Берталан Фаркаш были удостоены высокого звания Героев Венгерской Народной Республики.

Берталан Фаркаш стал в Венгрии первым офицером, удостоенным в мирные годы высокого звания Героя Советского Союза. (В настоящее время Берталан Фаркаш занимает пост заместителя Министра Обороны Венгрии).

29 августа 1988 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМ-6» с международным экипажем в составе летчика – космонавта СССР полковника Владимира Афанасьевича Ляхова, космонавта -исследователя  Валерия Владимировича Полякова и космонавта – исследователя капитана ВВС Афганистана выпускника Краснодарского авиационного училища имени А.К. Серова Абдул Ахада Моманда.

31 августа 1988 года корабль «Союз ТМ-6» сближается с комплексом «Мир» и пристыковывается к агрофизическому модулю «Квант», входящему в состав орбитального комплекса. Экипаж проверяет герметичность отсеков корабля и стыковочного узла и переходит в станцию «Мир». Здесь его встречает экипаж основной экспедиции – космонавты Владимир Титов и Муса Монаров. В ходе космического полета международным экипажем выполнен комплекс экспериментов и исследований в области гидрологии, астрофизики, геологии, космической медицины, имеющих прикладное и научное значение.

6 сентября 1988 года спускаемый аппарат корабля «Союз ТМ-5» с космонавтами Владимиром Ляховым, Валерием Поляковым и Ахадом Момандом совершили посадку в районе северного Казахстана.

В октябре 1988 года «Протоны» (позывные экипажа «Союз ТМ-5») дважды Герой Советского Союза полковник В. Ляхов, Герой Советского Союза В. Поляков, Герой Советского Союза полковник ВВС Афганистана Ахад Момад посетили Краснодарское военное авиационное училище имени А.К. Серова. И сейчас в музее института хранятся подарки космонавтов флаги нашего государства и Афганистана, побывавшие в космосе во время полета международного экипажа.

Космонавты – серовцы были среди первых на заре космической эры и внесли немалый вклад в освоение космического пространства, в развитие науки и мирового прогресса.

Новая страница в истории Вуза началась уже в 21 веке.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2001 года, приказом Министра обороны от 23 июня 2001 года № 278, Краснодарский военный авиационный институт становится единственным головным вузом Военно-воздушных Сил, готовящих военных летчиков. К нему присоединяются Армавирский и Балашовский ВАИ.     

С 1 сентября 2001 года после 40-летнего перерыва Краснодарский военный авиационный институт приступил к обучению курсантов-летчиков для Военно-воздушных Сил Российской Федерации.

С 1 июня 2002 года в соответствии с директивой Первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 28.11.2001 года                  № 665/2/0854 и от 31.05.2002 года № 665/2/1935 Краснодарский военный авиационный институт начинает реально функционировать согласно своей организационно-штатной структуры.

Создано 5 авиационных факультетов. Теоретическая подготовка курсантов проводится в Краснодаре. Первоначальное летное обучение курсантов проводится в частях непосредственного подчинения на аэродромах Тихорецк, Котельниково. Летная подготовка осуществляется в 3-х учебно-авиационных центрах:  Армавирский учебный авиационный центр подготовке летного состава по профилю истребительной авиации (аэродром Армавир, Майкоп).

Борисоглебский  учебный авиационный центр подготовки летного состава по профилю штурмовой и бомбардировочной авиации (аэродром Борисоглебск, Мичуринск).

Балашовский  учебный авиационный центр подготовки летного состава по профилю дальней и транспортной авиации (аэродром Балашов, Ртищево).

Летное обучение иностранных военнослужащих осуществляется на аэродроме Кущевская.

Став единственным многопрофильным вузом России, готовящим военных летчиков для нашего государства, стран дальнего и ближнего зарубежья, Краснодарский военный авиационный институт объединил под своим знаменем историю и традиции Качинского, Армавирского, Борисоглебского, Балашовского, Барнаульского военных училищ летчиков.

Если мы суммирует потенциал Краснодарского военного авиационного института с учебно-авиационными центрами и подчиненными частями, то получится следующее: 1095 Герои Советского Союза, 34 дважды Герои Советского Союза, 1 – трижды Герой Советского Союза, 13 Героев России, 1 Герой Республики Беларусь, 13 Герои Вьетнама, 18 питомцев стали летчиками-космонавтами.

         Особая атмосфера царит в институте сегодня. В непростых условиях реформирования и становления многопрофильного вуза командный, летно-инструкторский, профессорско-преподавательский состав осуществляет подготовку специалистов на высококлассной авиационной технике.

         Используя современную учебно-материальную базу, вуз готовит офицеров-летчиков с высшим профессиональным образованием по всем направлениям и профилям авиации Военно-воздушных Сил Российской Федерации, офицеров-летчиков, офицеров-техников по всем специальностям инженерно-авиационной службы для стран ближнего и дальнего зарубежья.

         КВАИ – настоящее созвездие ученых. Преподавательскую деятельность ведут, постоянно совершенствуя методику обучения, 14   докторов наук, 83 кандидата наук. Ежегодно издается по несколько различных учебных пособий, методических разработок.

         Время, неумолимо отсчитывая секунды и часы, года и десятилетия, оно стремительно летит от прошлого через настоящее в будущее. Наше авиационное  военное учебное заведение, гордясь своим, героическим прошлым устремлено в будущее, к достижению новых высот, в том числе и космических, с тем, чтобы в славной плеяде летчиков появлялись имена выпускников Краснодарского военного авиационного института будущих  первопроходцев новых звездных трасс и покорителей Вселенной.

Заведующий музеем

Краснодарского военного

авиационного института

В.А. Безъязычный 

Категория: Мои файлы | Добавил: gimnaz
Просмотров: 1494 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: